Преподаватели кафедры педагогики - участники Всероссийского педагогического форума

9 - 10 октября 2020 года состоялся Второй Всероссийский педагогический форум «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества. Молодой педагог-учитель будущего»

Организаторами Форума выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет», Федеральное государственное автономное образовательные учреждение дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, Евразийская ассоциация педагогических университетов. Форум проводился с целью обсуждения вопросов профессионального роста, развития творческого потенциала молодых педагогов и способов решения актуальных задач подготовки будущих учителей в условиях системной трансформации современного общества.

В работе Форума приняли наряду с представителями  Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки  и высшего образования Российской Федерации,  органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, научных и образовательных организаций высшего и среднего профессионального образованиях Российской Федерации и стран СНГ, реализующих программы педагогического профиля, образовательных организаций общего образования, организаций дополнительного профессионального образования  молодые педагоги, классные руководители и другие заинтересованные лица.

В работе форума (ссылка на видеозаписи выступлений http://mpgu.su/pedagogicheskij-obrazovatelnyj-forum/programma-foruma/) было оглашено приветствие министра просвещения РФ С.С. Кравцова. В пленарной части выступающие эксперты (Заместитель председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке Л.Н. Духанина, Председатель попечительского совета ФГБУ «Российская академия образования» О.Ю. Васильева, Председатель Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки Е.И. Казакова, Ректор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» А.В. Лубкова и др.) отметили, что достижение стратегических целей проекта «Образование» через обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций, связано с решением задач повышения качества подготовки педагогических кадров, приведением системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога, с обновлением содержания общего образования.

Важно решение таких актуальных вопросов как повышение требований к качеству подготовки выпускника педагогических вузов, активное включение в педагогическую деятельность в образовательных организациях на этапе обучения студентов, реализация преемственности в образовательных программах подготовки молодых педагогов, единства требований к качеству подготовки педагогических кадров во всех образовательных организациях, реализующих программы подготовки педагогических кадров, развитие ранней профессионализации и разработку программ выявления талантливых детей в области психолого-педагогических наук, реализация системы мер поддержки, методического и научного сопровождения молодых педагогов, разработка механизма мотивации профессионального развития выпускников педагогических вузов с учетом Национальной системы профессионального развития педагогов, изучение регионального опыта практик эффективного межведомственного взаимодействия по реализации мер повышения престижа педагогической профессии.

В рамках работы секций участники форума обсудили вопросы поддержки и развития профессионального роста и творческого потенциала молодых педагогов:

  • вариативные траектории вхождения в педагогическую профессию;
  • развитие механизмов непрерывной педагогической подготовки и сопровождения молодых педагогов;
  • профильная педагогическая подготовка в школе: практики реализации моделей педагогических классов в региональных образовательных системах;
  • обновление содержания и технологий практической подготовки студентов педагогических вузов;
  • интеграция обучения и осуществление педагогической деятельности в образовательных организациях студентов старших курсов педагогических вузов;
  • развитие института педагогического наставничества;
  • практико-ориентированные модели сопровождения молодых педагогов в системе среднего профессионального педагогического образования;
  • возможности профессионального развития молодых педагогов в Национальной системе профессионального роста педагогических работников;
  • формирование готовности молодого педагога к классному руководству;
  • социальная и профессиональная адаптация молодого педагога в сельской школе;
  • общественно-профессиональные сообщества молодых педагогов: эффективные практики региональных объединений.

На 6 секции Форума (ссылка на видеозапись работы секции: https://youtu.be/ZsZJkTtSnAs ) был представлен  доклад Ильи Исаева - д.п.н., профессора кафедры педагогики, Лауреата премии Правительства РФ в области образования и Галины Макотровой - д.п.н., доцента кафедры педагогики «Инновационные формы сопровождения педагогической деятельности молодых учителей во взаимодействии университета и школы». В докладе были обращено внимание на обеспечение в нашем университете педагогических условий реализации инновационных форм научного наставничества молодых учителей.  Среди них выделены такие условия как разработка новых магистерских программ, которые осваивают молодые педагоги, создание научно-образовательного психолого-педагогического центра; развитие материально-технической базы научных лабораторий университета, инжинирингового центра для проведения исследований школьниками; создание образовательного центра «ПроЛог» для сопровождения на базе университета исследовательской деятельности школьников; появление Лаборатории инновационных технологий на базе кафедры педагогики; развитие телекоммуникационных возможностей вуза для взаимодействия с молодыми педагогами при проведении различных мероприятий и он-лайн консультирования.

Для резолюции Второго Всероссийского педагогического форума авторы доклада внесли предложения о развитии таких форм сопровождения педагогической деятельности молодых педагогов как он-лайн консультирование молодых педагогов, двойное наставничество молодых учителей, дистанционные междисциплинарные дискуссионные клубы с участием ведущих ученых страны,  совместное обучение  молодых педагогов и ученых вуза по направлению «Организация проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях взаимодействия школы и научных лабораторий университета» с целью развития дидактической культуры и предметной подготовки молодых учителей.