Уважаемые участники междисциплинарного дискуссионного клуба «Инсайт», созданного на базе кафедры педагогики НИУ «БелГУ»!
Приглашаем к участию в заседаниях всех тех, кому интересна проблематика клуба и тема конкретной встречи!
Анонсы
22.12.2020. Приглашаем на заседание №3 дискуссионного клуба "Инсайт" 28.12.2020 г. в 18-00
Заседание №3
Тема встречи: «Нейронауки для педагогики и образовательной практики»
Обоснование темы. Использование исследователями и педагогами-практиками данных когнитивных наук для решения проблем педагогики и образовательной практики предполагает знание того, каковы перспективные области исследования при взаимодействии педагогической науки и достижений психологии и нейронаук, наук, изучающих нейронные процессы (нейробиологии поведения, нейрогенетики, нейрофизиологии и др.). Для этого следует обратиться к результатам исследований, в которых показаны ключевые закономерности, существенные для разработки новых путей решения педагогических проблем.
Обсуждаемые вопросы:
- Возможны ли прорывные дидактические исследования в деятельности междисциплинарных научных коллективов?
- Какие исследования в области нейронаук следует взять на вооружение в дидактических исследованиях и в практике обучения?
- С чем связаны сложности, которые испытывает ученый, участвующий в междисциплинарном исследовании?
- В какой помощи нуждается учитель при освоении результатов междисциплинарных исследований? Нужна ли нейробиологическая подготовка будущих педагогов?
- Какие методы методов гуманитарного познания могут быть использованы для усиления междисциплинарности дидактических подходов и для повышения междисциплинарной компетентности педагогов?
- Помогут ли когнитивные науки снизить количество «гомогенных» исследований в педагогике?
- Какие данные нейронаук позволяют снижать накал проблемы неспособности школьников воспринимать длительное, постепенно развертывающееся повествование, схватывать логические переходы, следуя за автором?
- С чем связано снижение уровня запоминания в современных условиях цифровой трансформации обучения и что может предложить дидактика педагогам-практикам?
- К каким изменениям в развитии исследовательского потенциала личности приводит следование психофизиологическим закономерностям на пути движения в познании от культуроосвоения к культуротворчеству?
Для подготовки к дискуссии просим познакомиться со статьей М.В. Кларина «Когнитивно-дидактические исследования: анализ проблемного поля» (ссылка на статью) и с текстом пленарного доклада Ю.И. Александрова «Чему и как мы учимся в разных культурах» (ссылка на статью).
Обсуждаемые тезисы статьи М.В. Кларина «Когнитивно-дидактические исследования: анализ проблемного поля»:
- «За исторически недолгий период развития когнитивистики выявились проблемы, связанные с упрощённым использованием её данных в педагогике»
- «…мы можем (и будем) ожидать от исследований эксплицитно заявленной привязки к культурному контексту и связанной с этим не универсальности выводов для теории и практик обучения»
- «… обращение к стремительно нарастающему объёму фонда знаний когнитивных наук заметно повысит научную новизну и практическую значимость дидактических исследований».
План заседания дискуссионного клуба
- Вступительное слово модератора дискуссии д.п.н., доцента кафедры педагогики Г.В. Макотровой. Представление ключевых понятий дискуссии – 5 мин.
- Выступление заведующего лабораторией дидактики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», д.п.н, профессора Ирины Михайловны Осмоловской на тему: «Развитие дидактического знания в междисциплинарных исследованиях» -15 мин.
- Обсуждение доклада И.М. Осмоловской участниками заседания – 10 мин.
- Выступление д.п.н., доцента кафедры педагогики НИУ БелГУ Галины Васильевны Макотровой на тему: «Проявления культуроспецифичности познания в обучении школьников» – 15 мин.
- Обсуждение доклада Г.В. Макотровой участниками заседания – 10 мин.
- Подведение итогов дискуссии и представление новой темы для следующего заседания.
Запись онлайн-дискуссии: https://youtu.be/J_PVOVHbk0g
23.10.2020. Приглашаем на заседание №2 дискуссионного клуба "Инсайт" 13.11.2020 г. в 18-00
Заседание №2
Тема встречи: "Антропологический подход в постклассической науке"
Обсуждение статьи Е.М. Сергейчик «Философские основания антропологического подхода в постклассической науке». (Ссылка на статью)
Обоснование темы: использование исследователями и педагогами-практиками антропологического подхода к решению проблем образования предполагает знание того, что такое мир, человек, наука, познание и прочие явления, смысл которых существенно трансформировался в контексте неклассической философии. Для этого следует обратиться к фундаментальным принципам философской антропологии современного постклассического периода, рассмотреть их реализацию в исследованиях современных проблем образования.
Ведущие тезисы для обсуждения
1.«Характерной особенностью философской антропологии является отказ от признания присутствия в мире трансцендентного, т.е. объективного, независимого от человека начала.
2. «.. свобода сопрягается не с необходимостью, а с ответственностью».
3. «Адекватность истины может пониматься как адекватность взглядам людей, которые ищут и находят решение проблем. Иными словами, в неклассической философии истина исторична, коммуникативна и прагматична»
Обсуждаемые вопросы:
- Правомерно ли отождествление антропологического принципа в образовании с антропоцентризмом?
- Не противоречит ли самодетерминация, самоутверждение личности идее сотрудничества, кооперации с другими людьми?
- Что означает использование антропологического подхода в исследованиях и практике обучения и воспитания?
- Какие взгляды на человека доминируют в современных педагогических разработках и в практике обучения, какие новые тренды в них появляются?
- В чем состоит антропологический смысл дидактической концепции развивающей функции обучения?
- Столь ли необходима антропологическая интерпретация существующих типов обучения?
- Антропологический и культурологический подходы к формированию содержания образования: они компаньоны или соперники?
- Какие риски в практике обучения возникают при фрагментарном, механическом переносе элементов известных технологий обучения на собственную практику обучения?
- Какова роль антропологического знания в восприятии и освоении учителем современных инновационных образовательных практик и достаточен ли уровень его освоения при подготовке будущего учителя?
План заседания дискуссионного клуба
- Вступительное слово модератора дискуссии д.п.н., доцента кафедры педагогики Г.В. Макотровой. Представление ключевых понятий дискуссии – 5 мин.
- Выступление заведующего кафедрой педагогики Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, д.п.н, профессора Елены Николаевны Селиверстовой на тему: «Реализация антропологического подхода в дидактической концептуализации развивающей функции обучения» -15 мин.
- Обсуждение доклада Е.Н. Селиверстовой участниками заседания – 10 мин.
- Выступление д.п.н., профессора кафедры педагогики НИУ БелГУ Ирины Витальевны Ирхиной на тему: «Реализация антропологического подхода в дидактической системе современного учителя» – 15 мин.
- Обсуждение доклада И.В. Ирхиной участниками заседания – 10 мин.
- Подведение итогов дискуссии и представление новой темы для следующего заседания.
Запись он-лайн дискуссии: https://youtu.be/ipRVSHA6jxk
05.10.2020. Приглашаем на заседание №1 дискуссионного клуба "Инсайт" 10.10.2020 г. в 11-00
Заседание №1
Тема встречи: «Проблемы взаимодействия в цифровой информационной образовательной среде: коммуникация, субъектность, электронный текст".
Обсуждаемые вопросы:
- Ведет ли чтение школьниками электронных текстов к поисковой деятельности?
- От текста к образу или от образа к тексту: чем помогут эффекты прайминга (предшествования)?
- Что происходит с коммуникацией в цифровой информационно-образовательной среде?
- Существует ли проблема проявления "Я" в цифровом общении?. Регламент выступлений спикеров - 10 мин.
План заседания дискуссионного клуба
1. Анонсирование работы междисциплинарного дискуссионного клуба «Инсайт».
2. Выступление д.п.н., доцента кафедры педагогики Макотровой Г.В. «Как работать с текстом в электронной информационно-образовательной среде» (вопросы 1 и 2).
3. Обсуждение доклада Г.В. Макотровой участниками заседания.
4. Выступление к.п.н., доцента кафедры педагогики Е.Н. Кролевецкой «Проблемы коммуникации в цифровой информационно-образовательной среде» (вопросы 3 и 4).
5. Обсуждение доклада Е.Н. Кролевецкой участниками заседания.
Материалы для ознакомления: презентация, запись он-лайн дискуссии - https://yadi.sk/i/UWcB1b--fWiDlQ