Заседание №2 дискуссионного клуба "Инсайт"

Приглашаем на заседание №2 дискуссионного клуба "Инсайт" 13.11.2020 г. в 18-00

Заседание №2

Тема встречи: "Антропологический подход в постклассической науке"

Обсуждение статьи Е.М. Сергейчик «Философские основания антропологического подхода в постклассической науке». (Ссылка на статью)

Обоснование темы: использование исследователями и педагогами-практиками антропологического подхода к решению проблем образования предполагает знание того, что такое мир, человек, наука, познание и прочие явления, смысл которых существенно трансформировался в контексте неклассической философии. Для этого следует обратиться к фундаментальным принципам философской антропологии современного постклассического периода, рассмотреть их реализацию в исследованиях современных проблем образования.

Ведущие тезисы для обсуждения

1.«Характерной особенностью философской антропологии является отказ от признания присутствия в мире трансцендентного, т.е. объективного, независимого от человека начала.

2. «.. свобода сопрягается не с необходимостью, а с ответственностью».

3. «Адекватность истины может пониматься как адекватность взглядам людей, которые ищут и находят решение проблем. Иными словами, в неклассической философии истина исторична, коммуникативна и прагматична»

Обсуждаемые вопросы:

  1. Правомерно ли отождествление антропологического принципа в образовании с антропоцентризмом?
  2. Не противоречит ли самодетерминация, самоутверждение личности идее сотрудничества, кооперации с другими людьми?
  3. Что означает использование антропологического подхода в исследованиях и практике обучения и воспитания?
  4. Какие взгляды на человека доминируют в современных педагогических разработках и в практике обучения, какие новые тренды в них появляются?
  5. В чем состоит антропологический смысл дидактической концепции развивающей функции обучения?
  6. Столь ли необходима антропологическая интерпретация существующих типов обучения?
  7. Антропологический и культурологический подходы к формированию содержания образования: они компаньоны или соперники?
  8. Какие риски в практике обучения возникают при фрагментарном, механическом переносе элементов известных технологий обучения на собственную практику обучения?
  9. Какова роль антропологического знания в восприятии и освоении учителем современных инновационных образовательных практик и достаточен ли уровень его освоения при подготовке будущего учителя?

План заседания дискуссионного клуба

  1. Вступительное слово модератора дискуссии д.п.н., доцента кафедры педагогики Г.В. Макотровой. Представление ключевых понятий дискуссии – 5 мин.
  2. Выступление заведующего кафедрой педагогики Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, д.п.н, профессора Елены Николаевны Селиверстовой на тему: «Реализация антропологического подхода в дидактической концептуализации развивающей функции обучения» -15 мин.
  3. Обсуждение доклада Е.Н. Селиверстовой участниками заседания – 10 мин.
  4. Выступление д.п.н., профессора кафедры педагогики НИУ БелГУ Ирины Витальевны Ирхиной на тему: «Реализация антропологического подхода в дидактической системе современного учителя» – 15 мин.
  5. Обсуждение доклада И.В. Ирхиной участниками заседания – 10 мин.
  6. Подведение итогов дискуссии и представление новой темы для следующего заседания.

 

Ссылка для входа: https://zoom.us/j/91227377502?pwd=V1VoZW5PMW9UeVdYWEF2SE5CV0hidz09

Ждем на встрече нового заседания клуба!