Заседание №4 дискуссионного клуба "Инсайт"

Приглашаем на заседание №4 дискуссионного клуба "Инсайт" 27 февраля 2021 г. в 11-00

Заседание №4

Тема встречи: «Нейронауки для педагогики и образовательной практики»

Обоснование темы. Использование исследователями и педагогами-практиками данных когнитивных наук для решения проблем педагогики и образовательной практики предполагает знание того, каковы перспективные области исследования при взаимодействии педагогической науки и достижений психологии и нейронаук, наук, изучающих нейронные процессы (нейробиологии поведения, нейрогенетики, нейрофизиологии и др.). Для этого следует обратиться к результатам исследований, в которых показаны ключевые закономерности, существенные для разработки новых путей решения педагогических проблем.

Обсуждаемые вопросы:

  1. Исчезнут ли в будущем границы между науками и станут ли в будущем междисциплинарные исследования нормой?
  2. Возможна ли реализация общих методологических требований к междисциплинарному исследованию при выполнении междисциплинарных проектов?
  3. Каких исследований в перспективе должно стать больше синтагматических (междисциплинарных исследований, появляющихся при решении актуальных прикладных задач образования) или междисциплинарных исследований, результаты которых будут вносить вклад в каждую из наук?
  4. Может ли проявиться междисциплинарность педагогики в монодисциплинарных исследованиях?
  5. Как реализовать содержание обучения: двигаться от части к целому или от целого к части?
  6. Как строить процесс обуче­ния – ориентироваться на клиповое мышление и всю информацию представлять в форме клипов или озаботиться формированием логического мышления?
  7. Можно ли обеспечить снятие разрыва между эмоциональностью и интеллектуальностью, снятие разрыва между интеграцией и дифференциацией в обучении?
  8. Можно ли снизить риски развития у школьников воображения, фантазии, творчества при использовании цифровых технологий?

          Для подготовки к дискуссии просим познакомиться со статьей  В.М. Полонского «Методологические требования к междисциплинарным исследованиям в сфере образования» (ссылка), с текстами статьи К.В. Анохина «Коды вавилонской библиотеки мозга» (ссылка) и статьи Ю.И. Александрова «Дифференциация и развитие» (ссылка).

       Обсуждаемые тезисы статьи В.М. Полонского «Методологические требования к междисциплинарным исследованиям в сфере образования»:

  1. В основе междисциплинарных исследований лежит актуальная проблема, решение которой не может дать ни одна из наук.
  2. … в будущем границы между науками исчезнут.
  3. Опасность заключается и в механической замене общепринятых педагогических терминов и понятий новыми, заимствованными из других наук, словами из иностранных языков (т.е. в вестернизации).

План заседания дискуссионного клуба

  1. Вступительное слово модератора дискуссии д.п.н., доцента кафедры педагогики Г.В. Макотровой. Представление ключевых понятий дискуссии – 5 мин.
  2. Выступление член-корреспондента Российской академии образования, д.пед.н, профессора Валентина Михайловича Полонского на тему: «Характеристики междисциплинарных исследований в сфере образования» – 15 мин.
  3. Обсуждение доклада В.М. Полонского участниками заседания – 10 мин.
  4. Выступление д.п.н., профессора кафедры педагогики НИУ БелГУ Галины Васильевны Макотровой на тему: «Реализация содержания обучения школьников: использование достижений нейронаук» – 15 мин.
  5. Обсуждение доклада Г.В. Макотровой участниками заседания – 10 мин.
  6. Подведение итогов дискуссии и представление новой темы для следующего заседания.

Ссылка для входа: https://zoom.us/j/97195400912?pwd=VlBnODVEMzZLamJOMm5vWk1TL2lUZz09

Ждем на встрече нового заседания клуба!