25-26 марта 2021 года на базе педагогического института НИУ «БелГУ» состоялась VIII Международная конференция «Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя: проблемы воспитания в условиях трансформации образования», посвященная 145-летию Белгородского государственного университета
Организаторами конференции выступили ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами. Конференция проводилась с целью обсуждения вопросов трансформации воспитательного процесса в образовательных организациях общего, среднего профессионального и высшего образования в России и за рубежом, влияния на указанный процесс профессионально-педагогической культуры учителя и преподавателя.
В работе конференции в дистанционном режиме приняли участие учителя и руководители общеобразовательных организаций, преподаватели и руководители организаций среднего профессионального и высшего образования, докторанты, аспиранты, магистранты, работники дополнительного образования из Республики Беларусь, Ирака, Приднестровской Молдавской республики, Республики Узбекистан, из многих вузов России – Белгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Курска, Пензы, Самары, Севастополя Симферополя, Ставрополя и др.
Открывая конференцию, директор педагогического института Виктория Тарабаева обозначила особую важность и актуальность обсуждения опыта воспитания обучающихся в условиях трансформации образования. Виктория Борисовна отметила, что педагогический институт активно включен в проблему профессионального воспитания будущих учителей; в 2021 году командой преподавателей кафедры педагогики и кафедры психологии реализуется проект «Развитие системы подготовки будущего педагога к работе в доброжелательном образовательном пространстве региона», в рамках которого организована данная конференция.
Заведующая кафедрой педагогики Наталия Шеховская отметила особый вклад в развитие научного направления «Профессионально-педагогическая культура учителя» его основателя – доктора педагогических наук, профессора, Лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования, Заслуженного работника высшей школы Ильи Федоровича Исаева.
Выступая с пленарным докладом, Илья Исаев отметил, что для эффективного осуществления преобразований в воспитании нужны современные квалифицированные педагогические кадры, имеющие соответствующий уровень профессионально-педагогической культуры как меры и способа творческой самореализации личности учителя, преподавателя в разнообразных видах педагогической деятельности, направленных на освоение, создание и передачу педагогических ценностей и технологий.
- Оценивая современную ситуацию в воспитании учащейся молодежи, важно понимать предстоящие трансформационные процессы в организации, содержании, управлении воспитательной работы. С развитием дистанционных форм обучения и взаимодействия с обучающимися, ограничения реального межличностного общения, изменения функций и ролей школы и педагога, возникает необходимость в прогнозировании и разработке инновационных форм и методов воспитательной работы, - подчеркнул Илья Федорович.
Доклад профессора Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами (Узбекистан), выпускницы Белгородского государственного педагогического института, Дильноз Рузиевой был посвящен профессионально-педагогической культуре преподавателей, создавших доброжелательное образовательное пространство в годы её учебы в институте. Дильноз Исомжоновна отметила, что многолетняя научная и педагогическая деятельность преподавателей университета помогла осознать, какое огромное значение имеет профессионально-педагогическая культура в образовательном процессе, особенно в преподавательской деятельности в высшем учебном заведении.
Декан факультета психологии Валентина Гребнева в своем пленарном докладе представила психологическую модель концепта «доброжелательность» и описала психологические методики, с помощью которых можно осуществлять психолого-педагогический мониторинг доброжелательности в системе образования.
Другие доклады участников конференции были посвящены особенностям профессионального воспитания будущего педагога в вузе, организации работы доброжелательной школы Белгородчины, ценностям и методам воспитательной деятельности классного руководителя и куратора студенческой группы в современных условиях, соотношению социального и профессионального в воспитании взрослых, современным моделям дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в сфере обучения и воспитания студентов и др.
На секционных заседаниях участники обсудили следующие вопросы:
- ценности и приоритеты воспитания обучающихся в условиях трансформации системы образования;
- современные технологии воспитательной работы в образовательных организациях;
- особенности организации воспитательной работы в «Доброжелательной школе» Белгородчины;
- трансформация воспитательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования.