Заседание №3 дискуссионного клуба "Инсайт"
Приглашаем на заседание №3 дискуссионного клуба "Инсайт" 28 декабря 2020 г. в 18-00
Заседание №3
Тема встречи: «Нейронауки для педагогики и образовательной практики»
Обоснование темы. Использование исследователями и педагогами-практиками данных когнитивных наук для решения проблем педагогики и образовательной практики предполагает знание того, каковы перспективные области исследования при взаимодействии педагогической науки и достижений психологии и нейронаук, наук, изучающих нейронные процессы (нейробиологии поведения, нейрогенетики, нейрофизиологии и др.). Для этого следует обратиться к результатам исследований, в которых показаны ключевые закономерности, существенные для разработки новых путей решения педагогических проблем.
Обсуждаемые вопросы:
- Возможны ли прорывные дидактические исследования в деятельности междисциплинарных научных коллективов?
- Какие исследования в области нейронаук следует взять на вооружение в дидактических исследованиях и в практике обучения?
- С чем связаны сложности, которые испытывает ученый, участвующий в междисциплинарном исследовании?
- В какой помощи нуждается учитель при освоении результатов междисциплинарных исследований? Нужна ли нейробиологическая подготовка будущих педагогов?
- Какие методы методов гуманитарного познания могут быть использованы для усиления междисциплинарности дидактических подходов и для повышения междисциплинарной компетентности педагогов?
- Помогут ли когнитивные науки снизить количество «гомогенных» исследований в педагогике?
- Какие данные нейронаук позволяют снижать накал проблемы неспособности школьников воспринимать длительное, постепенно развертывающееся повествование, схватывать логические переходы, следуя за автором?
- С чем связано снижение уровня запоминания в современных условиях цифровой трансформации обучения и что может предложить дидактика педагогам-практикам?
- К каким изменениям в развитии исследовательского потенциала личности приводит следование психофизиологическим закономерностям на пути движения в познании от культуроосвоения к культуротворчеству?
Для подготовки к дискуссии просим познакомиться со статьей М.В. Кларина «Когнитивно-дидактические исследования: анализ проблемного поля» (ссылка на статью) и с текстом пленарного доклада Ю.И. Александрова «Чему и как мы учимся в разных культурах» (ссылка на статью).
Обсуждаемые тезисы статьи М.В. Кларина «Когнитивно-дидактические исследования: анализ проблемного поля»:
- «За исторически недолгий период развития когнитивистики выявились проблемы, связанные с упрощённым использованием её данных в педагогике»
- «…мы можем (и будем) ожидать от исследований эксплицитно заявленной привязки к культурному контексту и связанной с этим не универсальности выводов для теории и практик обучения»
- «… обращение к стремительно нарастающему объёму фонда знаний когнитивных наук заметно повысит научную новизну и практическую значимость дидактических исследований».
План заседания дискуссионного клуба
- Вступительное слово модератора дискуссии д.п.н., доцента кафедры педагогики Г.В. Макотровой. Представление ключевых понятий дискуссии – 5 мин.
- Выступление заведующего лабораторией дидактики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», д.п.н, профессора Ирины Михайловны Осмоловской на тему: «Развитие дидактического знания в междисциплинарных исследованиях» -15 мин.
- Обсуждение доклада И.М. Осмоловской участниками заседания – 10 мин.
- Выступление д.п.н., доцента кафедры педагогики НИУ БелГУ Галины Васильевны Макотровой на тему: «Проявления культуроспецифичности познания в обучении школьников» – 15 мин.
- Обсуждение доклада Г.В. Макотровой участниками заседания – 10 мин.
- Подведение итогов дискуссии и представление новой темы для следующего заседания.
Ссылка для входа: https://zoom.us/j/94158622811?pwd=bEtmQ0xzeUhKWGhtS0F5NE9NbEtGZz09
Ждем на встрече нового заседания клуба!